Изучая различные информационные ресурсы я натолкнулся на некие суждения касательно информатизации здравоохранения. В своем докладе попытаюсь заочно прокомментировать некоторые из них.
На мой взгляд «информатизация здравоохранения» не должна рассматриваться как некое абстрактное понятие, доступное только посвященным. Правильно говорить об информатизации бизнес-процессов в этой сфере, а это автоматически влечет за собой применение общепринятых стандартов уже в области информатизации и проектного управления (например, ITIL, COBIT, PMI). При реализации ЕГИСЗ, Министерство начинает выступать в новой для себя роли — владельца и оператора Федеральных сервисов, что требует нового качества организации работ ИТ-службы в соответствии с этими стандартами. Соответствующая реорганизация будет проведена.
Вот еще тезис — ЕГИСЗ создается для бюрократов. На расширенной коллегии Министерства Председатель Правительства В.В. Путин отдельно подчеркнул, что «В первостепенном порядке следует завершить работу по модернизации медицинских учреждений, включая внедрение современных информационных технологий».
Информационные технологии давно уже относятся к категории обеспечивающих, поэтому, основная цель построения ЕГИСЗ — обеспечение деятельности медицинских учреждений, их специалистов во всех основных аспектах их деятельности. При этом надо понимать, что Министерство, как бюрократическая машина, не является основным заказчиком и пользователем ЕГИСЗ, это мнение ошибочно. Да, сейчас медицинские учреждения направляют в вышестоящие органы большое количество разнородной отчетности, собранной во многом «вручную», пусть даже и с применением вычислительной техники, качество этой информации – соответствующее. Одной из задач внедрения ЕГИСЗ и будет являться предоставление возможности к постепенному переходу от оффлайн-анализа такой отчетности к онлайн-мониторингу ключевых показателей, отражаемых в первичном учете, построенном на основе интегрированной электронной медицинской карты. Учет таких показателей должен будет производиться в соответствии с Порядками и Стандартами оказания медицинской помощи, которые становятся обязательными к применению с 2013 г. и поддержка внедрения и соблюдения которых относится к одной из приоритетных задач информатизации.
К числу приоритетных направлений информатизации также относятся:
— Система персонального мониторинга – в рамках которой, в структуре Скорой помощи, создаются центры по мониторингу состояния человека по ряду ключевых параметров, регистрируемых специальными мониторами;
— Централизованные информационные ресурсы для систем поддержки принятия решений и систем непрерывного медицинского образования;
— Телемедицина.
Как показывает практика, большое количество вопросов и проблем в любой области деятельности лежит в сфере управления. ИТ не может существовать в отрыве от системы нормативного и методологического обеспечения. Исходя из этого, считаю, что автоматизация функций, не соответствующих полномочиям организации в сфере деятельности, должна быть пристально изучена на предмет целесообразности, особенно это касается построения регионального сегмента ЕГИСЗ.
В этой связи регионам предстоит решение сложной задачи по соблюдению сбалансированности между степенью инновационности МИС, ее функциональностью и возможностью региона по ее дальнейшему сопровождению и развитию, при соблюдении основных параметров эффективности, в том числе, при расходовании денежных средств. В любом случае, при построении регионального сегмента ЕГИСЗ, мы рекомендуем в первую очередь обращать внимание на совокупную стоимость владения этим аппаратно-программными комплексами. Ключевым фактором также будет являться полноценная интеграция регионального сегмента с Федеральными сервисами.
В настоящее время активно идут работы в восьми пилотах. У всех по-разному. Я попросил выступить представителей Волгоградской области на эту тему. Могу сказать, что проект осложняется не только различиями применяемых МИС в пилотах, но и наличием определенного количества «серых зон» в методическом обеспечении. Часть решаемых задач мы вместе с нашими исполнителями по Федеральным сервисам оцениваем как эксперимент. В основе построения ЕГИСЗ, как известно, лежит Концепция, принятая Министерством в прошлом году. Предполагается, что в нее также могут быть внесены изменения по результатам пилотного внедрения. Таким образом, с активной помощью пилотных регионов мы надеемся получить информацию по проблемным вопросам и найти способы их решения перед началом тиражирования.
Лично я, в целом, недоволен текущим ходом работ в регионах, поэтому, буду жестко их мониторить с назначением персональных кураторов от Министерства. Понимая, что качество полученного результата превыше всего, в зависимости от хода работ в пилотах, Министерство готово открыто говорить со всеми остальными субъектами, на предмет корректировки их планов работ, в том числе и изучать предложения по переносу части мероприятий на 2013 год. Для этого, однако, будет необходимо конкретизировать графики работ регионов в действующих соглашениях. По «штрафникам» будут приниматься меры вплоть до остановки финансирования и обращения к губернаторам о смене ответственных лиц.
Соответственно и перечень пилотных регионов может быть пересмотрен, т.к. нам необходимо получать оперативную отработку материалов. Через Правительственную комиссию мы сможем корректировать состав пилотов.
Отмечу, что процесс информатизации также направлен и на повышение степени открытости и доступности информации. Мы сделаем процесс внедрения ЕГИСЗ максимально публичным, с размещением информации о состоянии этих работ в субъектах на общедоступных ресурсах. Такие мероприятия по пилотам сейчас проводятся по аналогии с тем, как проводился мониторинг реализации требований Федерального закона 210-ФЗ.
Мониторинг организации работ в остальных субъектах Министерство будет также вести на постоянной основе. Уже ведет. Так выявлено, что ряд регионов, например, Калининградская область, Нижегородская область, Тамбовская область, провели закупочные процедуры по созданию региональных фрагментов ЕГИСЗ, не дожидаясь результатов пилотного внедрения.
В этой связи хочется еще раз предостеречь НЕпилотные регионы от преждевременных действий по построению/модернизации МИС, т.к. никаких дополнительных средств на интеграцию с Федеральными сервисами не предусмотрено.
Что касается самих Федеральных сервисов – обращаю особое внимание, что они проектируются таким образом, чтобы в режиме web-доступа позволить осуществлять работу с ними без установки на рабочие места каких-либо специальных программных средств. Чтобы не получилось, что для формального, для «галочки» взаимодействия с Федеральным сервисом на рабочее место будет закупаться и устанавливаться полноценная автоматизированная система (как это уже начинает происходить в части сервиса, автоматизирующего ведение административно-хозяйственной деятельности). Такая «интеграция» будет пристально изучаться на предмет эффективности и целесообразности расходования денежных средств.
Также повышенное внимание будет уделено комплексным закупкам – где в рамках одной процедуры закупаются услуги по созданию региональных сегментов ЕГИСЗ, включающие одновременно и построение ЦОДов, и СКС, и оснащение вычислительной техникой медучреждений, и собственно разработка и внедрение МИС. Подобного рода закупки мы будем не только отдельно мониторить на Федеральном уровне, но и изучать их на предмет обеспечения конкурентности и эффективности, консультируясь со специалистами ФАС и Счетной палаты.
Что касается наших исполнителей, большой резонанс вызвало предложение уважаемой компании Ростелеком по разработке двух Федеральных сервисов. Могу сказать, что мы с руководством компании ведем совместный активный мониторинг хода работ. Они хорошо осознают амбициозность решаемой задачи, ведь важно продемонстрировать рынку, что цена контракта отнюдь не определяет качества работы. Выступая в роли разработчиков Федеральных сервисов, исполнители понимают ответственность за обеспечение наиболее простой и понятной ВСЕМ разработчикам региональных МИС интеграции с ними, находясь в роли ведущих консультантов.
Со своей стороны буду выстраивать взаимоотношения с профессиональным сообществом, максимально нацеленными на решение проблемных вопросов. Однако отдельно отмечу, что открытость и готовность к сотрудничеству не означает ослабление контроля и качественной, глубокой проработки поступающих запросов, особенно касающихся финансирования.
Надеюсь, что уважаемое медицинское сообщество сможет в скором времени увидеть реальные, ощутимые, а главное — позитивные результаты от внедрения ЕГИСЗ.