Минздрав подвел итоги деятельности в области лекарственной политики. Рост цен на препараты умеренный: в госпитальном сегменте — на 1,3% за 2011 год, в амбулаторном — на 2,1%. Однако на те лекарства, цены на которые государство не регулирует, рост в прошлом году составил более 10% — втрое больше, чем в 2010 году. Впрочем, госрегулирование цен все же считается необходимым — Минздрав продолжает говорить о перспективе введения лекарственного страхования к 2015 году.
В преддверии годовщины (апрель 2010 года) введения госрегулирования цен на лекарства, которые включены в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), Минздрав подвел итоги реализуемой Татьяной Голиковой с 2007 года лекарственной политики. Результаты своей деятельности в этой области в Минздраве видят успешными: ситуация с ростом цен на лекарства стабильная, а современная система регистрации препаратов сформирована. Иллюстрируют успехи цифрами: по итогам 2011 года регулируемые цены на лекарства в амбулаторном сегменте повысились на 2,17%, в госпитальном сегменте — на 1,3%.
Больше всего цены росли в прошлом году на импортные лекарства в амбулаторном сегменте (на 2,45% за год) и отечественном госпитальном (на 1,9%). В целом в 2011 году рост цен на ЖНВЛП более чем в два раза ниже роста потребительских цен. В министерстве объясняют, что такой рост цен на лекарства стал возможен благодаря принятой методике, которая предусматривает индексацию ранее зарегистрированных отпускных цен отечественных производителей на 8%, а также пересчет из валюты в рубли ранее зарегистрированных отпускных цен иностранных производителей в четвертом квартале 2010 года.
По сравнению с ситуацией трехгодичной давности, когда надбавки на лекарства, пройдя через цепочку посредников, достигали 200%, а по итогам 2009 года цены показали рост в амбулаторном сегменте на 10,8%, а в госпитальном — на 16,1%, ситуация действительно выглядит достойно. Однако список ЖНВЛП — это еще не весь рынок лекарств, отмечают аналитики, государство контролирует около 30% объема лекарственных продаж.
По данным DSM Group, в 2010 года цены на препараты не из перечня ЖНВЛП выросли на 3,3%, а в 2011 году — уже на 10,9%. Директор по исследованиям DSM Group Юлия Нечаева отмечает: опасения все же оправдались — цены на лекарства не из списка стали расти более высокими темпами, и не только из-за ценового регулирования, а по причине роста налоговых ставок, поскольку «аптекам надо зарабатывать».
Таким образом, реализован социальный смысл политики Минздрава — ограничение стоимости лекарственного обеспечения основной массы пациентов за счет резкого удорожания (преимущественно импортных) лекарств для меньшинства и роста цен на парафармацию. Пока невозможно сказать, приведет ли эта политика при дальнейшем зажимании цен на список ЖНВЛП к масштабному кросс-субсидированию продаж компаниями за счет избранной группы (с преимущественно менее распространенными заболеваниями) потребителей. Такое развитие событий выглядит вполне вероятным, социальные последствия такой политики будут весьма тяжелыми.
Регулирование цен необходимо Минздраву также для просчета стандартов, на основе которых врачи должны оказывать пациентам медицинскую помощь, а также для введения системы лекарственного страхования, переход на которую, «очевидно, необходим», отмечают в министерстве, впрочем, ориентируясь пока только на 2015 год. По оценке Минздрава, чтобы решить проблему с лекарственным обеспечением только 13 млн региональных льготников, нужно ежегодно 134 млрд. руб. Сейчас регионы тратят в пять раз меньше — 27 млрд. руб.