Поводом, который заставил меня взяться за перо, послужила скандальная (к сожалению, приходится использовать это слово) публикация в «Комсомольской правде» 27.05.2010 г. «Доктор медицинских наук Анатолий Трошин: Даже в реанимации могут убить человека, чтобы взять его органы и клетки».
Накануне ко мне на стол попала книга г-на Трошина А.З. Это роман в 4-х частях, вышедший под рубрикой «Литературно-художественное издание». В этом романе трансплантология служит полем для детективно-криминальных фантазий автора, причем в предисловии написано, что это «художественный вымысел».
Появление данной книги совпало с публикацией того же автора в газете «КП». Содержание статьи сходно с книгой, но она размещена в рубрике «Журналистское расследование». Это ошибка или случайность? И разве не должна проверяться информация, которую публикуют в центральной газете? И почему такая область современной медицины, как трансплантация органов, рассматривается в скандальном контексте с совершенно иными, не связанными с ней проблемами стволовых клеток, прерывания беременности и др.?
Внимательно прочитав публикацию, я убедился: нельзя предъявить претензий по сути излагаемых фактов, так как фактов в публикации газеты нет. Ответственно заявляю: автор, представляемый газетой как врач трансплантолог, давно таковым не является и не соприкасался с этой областью медицины, по меньшей мере, лет 20. То, что он пишет, не информация, а набор «страшилок» криминального содержания. Впрочем, автора не привлечёшь к ответственности за клевету: каждый «факт» сопровождается фразой вроде «это вполне реально» и «такое возможно».
Мне, как главному специалисту трансплантологу Минздравсоцразвития РФ и как директору ФГУ Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. акад. В.И.Шумакова приходится часто выступать в средствах массовой информации, участвовать в общественном обсуждении актуальных и болевых проблем, связанных с трансплантацией органов. Собственно, я считаю это не менее важной частью своего дела, чем врачебная, научная или, например, административная деятельность.
Сейчас мы наблюдаем рост числа операций трансплантации органов, развитие региональных центров трансплантации. В 2009 году в России проведено 1060 операций трансплантации органов. Конечно, это чрезвычайно мало по сравнению с потребностью нашего населения в этих операциях, но все же это больше, чем в 2008 году, и существенно больше, чем в 2007 году. Это стало возможным только в условиях постепенного формирования цивилизованного отношении к проблеме со стороны медицинской общественности и всего общества, а также благодаря постоянному вниманию со стороны Минздравсоцразвития РФ и лично министра Т.А. Голиковой.
Только в нашем центре в 2009 году выполнено: 31 трансплантация сердца, 85 трансплантаций печени, 101 трансплантация почки, 3 – тонкой кишки. Мне достоверно известно, что ни одна из этих операций не связана (и не могла быть связана) с криминальными событиями.
Современная клиническая трансплантология решает задачи не только спасения неизлечимого больного, но и достижения длительного выживания пациента, его медицинской и социальной реабилитации. Несколько тысяч граждан в нашей стране десятилетиями живут полноценной жизнью после пересадки сердца, почки, печени; они создают семьи, у них рождаются здоровые дети.
Публикацию в «Комсомольской правде» следует расценивать как ещё одну попытку дискредитировать трансплантологию в нашей стране. Продвижение подобных публикаций в прессе наносит очевидный вред делу сбережения нашего народа, может лишить многих людей шанса на жизнь, а общество может не досчитаться достойных и талантливых наших сограждан.
Кстати, в публикации я всё-таки нашёл один достоверный факт. Действительно трансплантация органов нередко происходит ночью. Почему? Да потому, что это очень кропотливая, многоэтапная и многочасовая работа, в которой участвуют десятки людей, объединенные в несколько бригад специалистов, и которая не регламентируется временем суток.
Трансплантация органов – трудный путь спасения неизлечимо больных.