В конце 2012 года планируется подписать соглашение о взаимном признании регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей в государствах – членах Таможенного союза – Белоруссии, Казахстане и России. Это означает, что у производителей не будет необходимости регистрировать свою продукцию во всех трех странах, достаточно – только в одной. При этом лекарства должны быть сделаны в условиях надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice), то есть по стандарту GMP.
Эксперты компаний AAT и «Фармэксперт» считают, что в 2011 году фармрынок Белоруссии вырос более чем на 20%. К слову, в 2012 году в этой стране планируется выделить на здравоохранение более 12,4 млн рублей, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее.
В минувшем году белорусские специалисты разработали серию импортозамещающих антисептиков, а в текущем там планируется открыть новое производство препаратов из плазмы донорской крови. Разработками наших соседей заинтересовались и в третьих странах, в частности, в традиционном партнере Белоруссии – Венесуэле. У Казахстана тоже есть неплохие перспективы для международного сотрудничества. Так, о планах открыть в республике совместное производство по выпуску противодиабетических и онкологических препаратов объявила Франция.
Объем розничного рынка лекарственных средств в Белоруссии в 2011 году аналитики «Фармэксперта» оценивают на уровне 630 млн долларов. Это четвертый показатель среди стран СНГ. На первом месте находится Россия (15,7 млрд долларов), на втором – Украина (3 млрд долларов), на третьем – Казахстан (860 млн долларов).
Все три страны – участницы Таможенного союза объединяет то, что их руководство намерено в ближайшие годы увеличить долю отечественной фармпродукции на рынке до 50%. В России это должно произойти к 2020 году, в Казахстане – к 2014 году, в Белоруссии – к 2015-му.
Как рассказала вице-президент ассоциации «Фарминдустрия Казахстана» Светлана Киль, кредиты на строительство и реконструкцию фармацевтических предприятий в Казахстане выделяются коммерческими банками на 10 лет под 14% годовых, причем половину процентной ставки субсидирует государство. В итоге окончательная ставка составляет около 7%, а то и 4% – при условии, что на экспорт идет не менее 20% продукции. В случае же внедрения инновационной технологии производства государство выделяет безвозмездный грант на возмещение расходов по ее приобретению в размере до 700 тыс. долларов. Кроме того, в Казахстане нет таможенных пошлин на импортное оборудование, предназначенное для фармпроизводства.
Белорусская сторона в конце 2011 года объявила о планах по созданию в стране фармацевтического кластера. В настоящее время в республике работают 28 заводов, производящих треть фармакологической продукции, продающейся на фармрынке страны. В Казахстане таких предприятий 80, но на них приходится всего 10% от объема национального рынка. Лидером по количеству заводов – производителей фармпродукции остается Россия, при этом у нас 650 компаний обеспечивают 20% потребностей рынка.
Одним из бесспорных плюсов Таможенного союза считается возможность понизить цены на лекарства за счет снижения административных барьеров и поддержки собственных производств. Но пока далеко не во всех странах ТС принят стандарт GMP: он действует в Белоруссии, но его пока нет ни в России, ни в Казахстане (на него планируется перейти только в 2014 году).
Для поддержания единого фармрынка стоило бы создать наднациональный центр по регистрации лекарственных препаратов, считает представитель белорусского аналитического агентства «Инфофарм» Людмила Евтушенко. Эксперт предлагает последовать примеру Европейского союза, который именно так защитил национальных производителей лекарств и ввел на своем рынке единые правила игры.
Пока неясно, насколько производители фармпродукции стран – участниц ТС готовы договариваться между собой о новых условиях работы и, возможно, делиться прибылью. Эксперты считают, что необходимо создать особую схему сотрудничества между надзорными органами, систему обмена информацией, опытом работы, внедрения новых технологий, обучения кадров и унификации стандартов. Об этом говорит начальник нормативно-правового отдела национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники министерства здравоохранения Казахстана Татьяна Мамаева.
«Гармонизация законодательства трех стран – процесс сложный и длительный. И вопрос в том, смогут ли законодатели за полгода, оставшиеся до вступления в силу соглашения, предложить эффективную методологию такого объединения», – отмечает Людмила Евтушенко.
Анастасия ОБОЛЕНЦЕВА
spbvedomosti