«Прозноз погоды» на российском фармрынке

Итоги развития рынка в 2011 г. и прогноз на 2012 г.

Основные экономические показатели

В 2011 г. развитие российской экономики было неоднородным. В целом отмечен рост: увеличение реального ВВП составило 4,3%, что несколько превышает прогнозируемый показатель прироста, предоставленный в прогнозе Минэкономразвития на 2011 г. (4,2%) (табл. 1).

Таблица 1. Некоторые макроэкономические показатели[1] и отчетные (предварительные) данные в 2011 г.

 

Показатель

Отчет

Прогноз*

Оценка / факт

Сценарий выхода из кризиса в 2011

2008

2009

2010

инерционный

быстрый

затяжной

2011
Цены на нефть (Urals, USD/барр.)

94,4

60,7

78,2

75

81

68

108 (оценка)

Темпы прироста реального ВВП (%)

5,6

-7,9

4,0

4,2

4,5

2,9

4,3 (факт)

Доходы федерального бюджета (% ВВП)

22,4

18,8

18,5

17,4

19,3 (оценка)

Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП)

4,0

-6,54

-3,9

-1,5

-0,1 (оценка)

Экспорт (млрд USD)

471,6

303,3

400,4

389

409

365

522,0 (факт)

Импорт (млрд USD)

291,9

192,7

248,7

277

281

269

323,2 (факт)

Темпы прироста ИПЦ**(%)

13,3

8,8

8,8

7,0

8,3

8,4

7,0 (оценка)

Источник: Министерство экономического развития РФ; Госкомстат; Министерство финансов РФ


* Составлен Минэкономразвития в 2010 г.

** Индекс потребительских цен.

В числе положительных изменений отмечаются снижение безработицы (на 11,7% по сравнению с 2010 г.), снижение инфляции (с 8,8% в 2010 г. до 7% в 2011 г.), рост производительности труда.

Вместе с тем, замедлились темпы роста потребительских доходов (0,8% в 2011 г. по сравнению с 5,1% в 2010 г.), промышленного производства (1,9% / 3,6%) и экспорта (прирост номинального объема экспорта в 2011 г. составил 130%, что меньше, чем в предыдущем году (132%); при этом по большинству товаров наблюдается существенное замедление темпов роста, за исключением газа, злаков, минеральных азотных удобрений).

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в 2011 г. российская экономика удержалась «на плаву» (что немало, учитывая мировую экономическую и политическую нестабильность), однако для дальнейшего качественного развития следует приложить существенные усилия.

Сценарии развития российской экономики в 2012 г., предложенныеМинэкономразвития РФ, предполагают замедление темпов роста ВВП и промышленности, рост инвестиций в основной капитал, а также увеличение реальной заработной платы (табл. 2).

Оптимистический прогноз предполагает увеличение темпов роста мировой экономики и сохранение высоких цен на нефть. Умеренно оптимистическийпрогноз базируется на стабильных темпах роста мировой экономики при относительном повышении конкурентоспособности российской экономики и улучшении инвестиционного климата. Согласно консервативному сценарию, конкурентоспособность и инвестиционная активность останутся низкими, а темпы роста мировой экономики будут невысокими. Негативный вариант предполагает замедление темпов развития мировой экономики, которое в значительной степени отразится на динамике развития российской экономики (впрочем, рецессия по этому сценарию не предполагается).

Таблица 2. Ожидаемые показатели экономического развития РФ в 2012 г.

 

Показатель

2010

2011 (оценка на сент.2011)

Вариант прогноза на 2012

оптимистический

умеренно оптимистический

консервативный

негативный

Цена на нефть Urals (мировая), USD/барр.

78,2

108

105

100

100

96

ВВП, темп роста, %

4,0

4,1

3,9-4,6

3,7-4,0

2,8-3,8

1,5-2,5

Промышленность, %

8,2

4,8

3,5

3,4

2,1

2,3

Инвестиции в основной капитал, %

6,0

6,0

8,4

7,8

6,4

6,0

Реальная заработная плата, %

5,2

3,6

5,2

5,1

4,0

3,0

Оборот розничной торговли, %

6,3

5,3

5,8

5,5

4,9

4,5

Экспорт, всего, млрд USD

400,4

527,0

552,0

533,0

533,0

492,0

Импорт, всего, млрд USD

248,7

340,0

401,0

397,0

392,0

378,0

Источник: Минэкономразвития РФ

По мнению большинства экспертов, основным фактором роста мировой экономики (в т.ч. российской экономики) станет инновационное развитие: внедрение новых информационных и биологических технологий, новых продуктов (в т.ч., позволяющих снизить потребность в углеводородах).

В конце 2011 г. в России была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., предполагающая наращивание инновационной активности в экономике. В настоящее времяМинэкономразвития РФ осуществляется прием предложений по включению программ развития инновационных территориальных кластеров в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством РФ по итогам конкурсного отбора.

В настоящее время действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (принята в 2008 г.), подразумевающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Здравоохранение

Общий объем государственных расходов на здравоохранение в 2011 г. составил 1933 млрд RUB, что на 13,1% ниже, чем в предыдущем году. Значительно увеличились расходы на амбулаторную (88%) и санаторно-оздоровительную помощь населению (81%) (табл. 3).

Таблица 3. Государственные расходы на здравоохранение[2] (млрд RUB), 2010—2011 г.

 

Показатель

Бюджет / бюджеты

Всего

Прирост (%), 2011/2010

федеральный

субъектов РФ, консолидированные

государственных внебюджетных фондов

территориальных государственных внебюджетных фондов

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

Стационарная медицинская помощь

222,38

195,09

398,02

340,86

126,43

0,00

2,20

1,47

749,03

537,42

39

Амбулаторная помощь

143,61

48,37

181,67

115,90

4,96

0,00

24,16

24,25

354,40

188,52

88

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

0,00

0,00

2,19

1,82

0,00

0,00

0,11

0,21

2,30

2,03

13

Скорая медицинская помощь

0,35

0,43

67,57

58,21

18,90

0,00

1,12

0,49

87,94

59,13

49

Санаторно-оздоровительная помощь

37,45

21,64

13,73

12,23

10,32

0,00

0,23

0,15

61,73

34,02

81

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

5,66

5,88

11,00

9,21

3,13

0,00

0,25

0,22

20,04

15,31

31

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

13,02

11,65

0,43

0,51

3,32

0,00

0,00

0,00

16,77

12,16

38

Источник: Министерство финансов РФ

В конце 2010 — 2011 гг. был принят ряд важнейших законопроектов, направленных на преобразование системы здравоохранения в РФ, в т.ч.

· закон «Об обращении лекарственных средств» (вступил в силу в сентябре 2010 г.), целями которого названы повышение доступности и качества ЛС и стимулирование отечественного фармпроизводства;

· закон «Об обязательном медицинском страховании» (вступил в силу с начала 2011 г.), предоставляющий право выбора и замены страховой медицинской организации и возможность получения медицинских услуг независимо от места жительства. В течение 2011—2012 гг. страховые взносы в фонд ОМС должны увеличиться на 2%, что обеспечит 460 млрд RUB дополнительных средств для направления в программу модернизации здравоохранения, нацеленную на повышение качества и доступности медицинской помощи;

· закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вводящий ряд дефиниций, которые раньше не были законодательно установлены (в т.ч. понятия паллиативной помощи, платных медицинских услуг, орфанных заболеваний), а также устанавливающий ряд нововведений, касающихся прав и обязанностей медицинских организаций, медицинских работников и пациентов. Применительно к фармрынку, он ограничивает сферу деятельности медпредставителей.

В конце апреля 2011 г. была принята Московская декларация по борьбе с неинфекционными заболеваниями, в которой признается важность проблемы неинфекционных заболеваний (основные: ССЗ, сахарный диабет, онкологические и хронические респираторные заболевания) и необходимость улучшения качества лечения указанных патологий, а особенно их профилактики. В связи с этим в 2012 г., очевидно, будут приняты некоторые законопроекты, ограничивающие употребление алкоголя и табакокурения. Прочие мероприятия осуществляются преимущественно в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье».

Реализация Приоритетного национального проекта и демографических программ по итогам 2011 г. принесла результаты; в частности:

· смертность снизилась на 5,2% по сравнению с 2010 г., в т.ч. смертность от ССЗ снизилась на 6,2%, от туберкулеза — 7,4%, от ДТП — 5,6%, от онкологических заболеваний — 1%;

· прирост численности населения РФ впервые за много лет стал положительным (0,12%), а численность населения превысила 143 млн чел.;

· продолжительность жизни превысила 70 лет (мужчины — 64,3, женщины — 76,1).

Среди грядущих изменений в законодательной базе следует отметить следующие: поправки к закону «Об основах охраны здоровья граждан», направленные на повышение доступности ЛС пациентам с орфанными заболеваниями (возможно, будет расширен перечень высокозатратных нозологий); закон о биомедицинских клеточных технологиях; поправки к закону «Об обращении лекарственных средств», учитывающие мировую практику регулирования обращения биотехнологических препаратов и биосимиляров. В рамках государственного задания на 2012 г. будут проводиться разработки тест-систем ранней диагностики заболеваний, эпидемиологических моделей, иммунобиологических препаратов, клеточных и ткане-инженерных продуктов, технологий персонализированной медицины. В 2012 г. будет также принята программа развития здравоохранения до 2020 г. (стартует в 2013 г.), объединяющая различные аспекты здравоохранения, включая те, которые в настоящее время входят в приоритетный национальный проект и федеральные целевые программы. Программа будет включать подпрограмму инновационного развития.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, объем расходов на здравоохранение на протяжении следующих 9-и лет будет увеличиваться и к 2020 г. достигнет 5,5% ВВП (табл. 4).

Таблица 4. Объем государственных расходов на здравоохранение и их доля в ВВП (%), 2011—2020 гг.

 

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Расходы бюджетов всех уровней, млрд RUB

1 933,00

2 230,05

2 773,38

2 993,56

4 238,30

4 505,32

4 789,15

5 090,87

5 411,59

5 752,52

Прирост, %

15

24

8

42

6

6

6

6

6

Доля от ВВП, %

3,56

3,80

4,28

4,13

5,50

5,50

5,50

5,50

5,50

5,50

Источник: Минздравсоцразвития РФ

Фармацевтический рынок

Коммерческий розничный сектор

В 2011 г. в числе основных тенденций, характеризующих рынок, следует отметить:

· начавшийся рост цен на ЛС. Индекс Ласпейреса в среднем по рынку составил 101,3% (прирост цены на 1,3%); при этом цены на ЖНВЛП снизились на 4%, на не ЖНВЛП выросли на 2,9%;

· снижение продаж ЛС низкого ценового сегмента (менее 75 RUB/упак.) и увеличение продаж дорогих ЛС (выше 600 RUB/упак.).

Восстановление рынка в течение 2011 г. было обусловлено как государственными мерами, направленными на обеспечение доступности социально значимых товаров (сдерживание цен), так и сравнительно стабильной макроэкономической ситуацией, что повысило уровень потребительского доверия в сравнении с показателями предыдущего года (рис. 1).

Рис. 1. Индекс потребительской уверенности и индекс ожидаемых изменений, 2010—2011 гг. (поквартальная динамика)

Базисный (реалистический) сценарий. В случае сохранения макроэкономических показателей на текущем уровне (рост ВВП — 3,5-4%, рост реальных доходов — 4,0-5,8%), сохранятся и тенденции рынка, сложившиеся в 2011 г.: продолжится снижение спроса на дешевые препараты (в результате прирост объема рынка в натуральном выражении будет невысоким — 2,0-3,2%), увеличение спроса на дорогие ЛС и инфляционный рост цен (в результате прирост объема рынка в стоимостном выражении составит 11-13%) (рис. 2).

Оптимистический сценарий. Факторами роста при оптимистическом сценарии являются позитивные тенденции в макроэкономике (положительно влияющие на уровень потребительского спроса). Увеличение спроса на дорогие ЛС (преимущественно рецептурные) и рост цен на ОТС-продукцию, не входящую в перечень ЖНВЛП (т.е. отсутствие регулирования роста наценок) будут способствовать росту объема рынка на 15-17% (рис. 2).

Пессимистический сценарий. При пессимистическом сценарии развития рынок стагнирует; спрос на дешевые препараты сохранится; увеличение спроса на дорогостоящие ЛС будет незначительным. Ожидаемый прирост при реализации пессимистического сценария — 8-10% (рис. 2).

Рис. 2. Сценарный прогноз развития розничного сектора российского фармрынка (USD), 2012 г.

Сектор льготного лекарственного обеспечения

Основными тенденциями на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 г. стали:

  • увеличение темпов роста рынка ОНЛС в натуральном выражении в результате мер, направленных на удержание льготников в программе;
  • снижение цен на препараты: в сегменте ОНЛС в 2011 г. цены снизились на 11%, в сегменте ВЗН — на 15% по сравнению с предыдущим годом;
  • импортозамещение: в программе ОНЛС доля препаратов локального производства увеличилась на 2,5%, в программе ВЗН — на 0,6%.
  • увеличение количества участников подпрограммы ВЗН/«7 нозологий»;

В 2012 г. по базисному сценарию (с сохранением вышеперечисленных тенденций) ожидаемый прирост сегмента ОНЛС составит 9-11% в стоимостном выражении. Оптимистический сценарий развития предполагает увеличение льготного отпуска препаратов для лечения ряда социально значимых заболеваний (злокачественных новообразований, сахарного диабета, ССЗ, астмы), в результате чего общий прирост сегмента ОНЛС в 2012 г. составит 15-18%. Пессимистический сценарий предполагает интенсивный выход льготников из программы; прирост объемов отпуска ЛС в этом случае составит 3-6% (рис. 3).

Рис. 3. Сценарный прогноз развития льготного сектора российского фармрынка (ОНЛС; USD), 2012 г.

В 2012 г., вероятно, количество льготников, участвующих в программе ВЗН, увеличится в связи с улучшением диагностики и увеличении выживаемости людей, получающих терапию высокотехнологичными ЛС. Доля более дешевых локальных препаратов в объеме закупок ЛС по ВЗН будет расти, что будет препятствовать увеличению средней цены в этой подгруппе. Ожидаемый прирост отпуска ЛС по программе ВЗН по базисному прогнозу составит 12-14%. В случае интенсивного импортозамещения и ограниченного роста количества участников программы, прирост данного сегмента составит всего 6-8%. В случае увеличения государственных расходов на обеспечение ЛС пациентов с редкими заболеваниями прирост сегмента ВЗН в 2012 г. может достигнуть 19-21% (рис. 4).

Рис. 4. Сценарный прогноз развития льготного сектора российского фармрынка (ВЗН; USD), 2012 г.

Сектор госпитальных закупок

В госпитальном секторе в 2011 г. было отмечено увеличение закупок препаратов для лечения онкологических заболеваний, ССЗ, препаратов, влияющих на свертываемость крови, противомикробных препаратов, т.е. групп ЛС, предназначенных для лечения социально значимых заболеваний, на борьбу с которыми в настоящее время выделяются значительные средства в рамках ряда федеральных и региональных программ.

К 2012 г. объем госпитального сегмента достигнет 4,8-5,2 млрд RUB, в зависимости от интенсивности реализации государственных программ (рис. 5).

Рис. 5. Сценарный прогноз развития госпитального сектора российского фармрынка (USD), 2012 г.

В целом объем российского фармацевтического рынка в 2012 г. достигнет примерно 25,5 млрд USD (рис. 6).

Рис. 6. Прогноз объема российского фармрынка в целом, 2012 г.

Екатерина Зайченко,

руководитель Отдела математического моделирования и прогнозирования,

Фармэксперт Аналитика и Консалтинг


[1] Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ.

[2] Не включены расходы на физкультуру и спорт; прикладные и научные исследования в области здравоохранения, физкультуры и спорта; другие вопросы в области здравоохранения, физкультуры и спорта.


pharmexpert