Итоги развития рынка в 2011 г. и прогноз на 2012 г.
Основные экономические показатели
В 2011 г. развитие российской экономики было неоднородным. В целом отмечен рост: увеличение реального ВВП составило 4,3%, что несколько превышает прогнозируемый показатель прироста, предоставленный в прогнозе Минэкономразвития на 2011 г. (4,2%) (табл. 1).
Таблица 1. Некоторые макроэкономические показатели[1] и отчетные (предварительные) данные в 2011 г.
Показатель |
Отчет |
Прогноз* |
Оценка / факт | ||||
Сценарий выхода из кризиса в 2011 |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
инерционный |
быстрый |
затяжной |
2011 | |
Цены на нефть (Urals, USD/барр.) |
94,4 |
60,7 |
78,2 |
75 |
81 |
68 |
108 (оценка) |
Темпы прироста реального ВВП (%) |
5,6 |
-7,9 |
4,0 |
4,2 |
4,5 |
2,9 |
4,3 (факт) |
Доходы федерального бюджета (% ВВП) |
22,4 |
18,8 |
18,5 |
17,4 |
— |
— |
19,3 (оценка) |
Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП) |
4,0 |
-6,54 |
-3,9 |
-1,5 |
— |
— |
-0,1 (оценка) |
Экспорт (млрд USD) |
471,6 |
303,3 |
400,4 |
389 |
409 |
365 |
522,0 (факт) |
Импорт (млрд USD) |
291,9 |
192,7 |
248,7 |
277 |
281 |
269 |
323,2 (факт) |
Темпы прироста ИПЦ**(%) |
13,3 |
8,8 |
8,8 |
7,0 |
8,3 |
8,4 |
7,0 (оценка) |
Источник: Министерство экономического развития РФ; Госкомстат; Министерство финансов РФ
В числе положительных изменений отмечаются снижение безработицы (на 11,7% по сравнению с 2010 г.), снижение инфляции (с 8,8% в 2010 г. до 7% в 2011 г.), рост производительности труда.
Вместе с тем, замедлились темпы роста потребительских доходов (0,8% в 2011 г. по сравнению с 5,1% в 2010 г.), промышленного производства (1,9% / 3,6%) и экспорта (прирост номинального объема экспорта в 2011 г. составил 130%, что меньше, чем в предыдущем году (132%); при этом по большинству товаров наблюдается существенное замедление темпов роста, за исключением газа, злаков, минеральных азотных удобрений).
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в 2011 г. российская экономика удержалась «на плаву» (что немало, учитывая мировую экономическую и политическую нестабильность), однако для дальнейшего качественного развития следует приложить существенные усилия.
Сценарии развития российской экономики в 2012 г., предложенныеМинэкономразвития РФ, предполагают замедление темпов роста ВВП и промышленности, рост инвестиций в основной капитал, а также увеличение реальной заработной платы (табл. 2).
Оптимистический прогноз предполагает увеличение темпов роста мировой экономики и сохранение высоких цен на нефть. Умеренно оптимистическийпрогноз базируется на стабильных темпах роста мировой экономики при относительном повышении конкурентоспособности российской экономики и улучшении инвестиционного климата. Согласно консервативному сценарию, конкурентоспособность и инвестиционная активность останутся низкими, а темпы роста мировой экономики будут невысокими. Негативный вариант предполагает замедление темпов развития мировой экономики, которое в значительной степени отразится на динамике развития российской экономики (впрочем, рецессия по этому сценарию не предполагается).
Таблица 2. Ожидаемые показатели экономического развития РФ в 2012 г.
Показатель |
2010 |
2011 (оценка на сент.2011) |
Вариант прогноза на 2012 |
|||
оптимистический |
умеренно оптимистический |
консервативный |
негативный |
|||
Цена на нефть Urals (мировая), USD/барр. |
78,2 |
108 |
105 |
100 |
100 |
96 |
ВВП, темп роста, % |
4,0 |
4,1 |
3,9-4,6 |
3,7-4,0 |
2,8-3,8 |
1,5-2,5 |
Промышленность, % |
8,2 |
4,8 |
3,5 |
3,4 |
2,1 |
2,3 |
Инвестиции в основной капитал, % |
6,0 |
6,0 |
8,4 |
7,8 |
6,4 |
6,0 |
Реальная заработная плата, % |
5,2 |
3,6 |
5,2 |
5,1 |
4,0 |
3,0 |
Оборот розничной торговли, % |
6,3 |
5,3 |
5,8 |
5,5 |
4,9 |
4,5 |
Экспорт, всего, млрд USD |
400,4 |
527,0 |
552,0 |
533,0 |
533,0 |
492,0 |
Импорт, всего, млрд USD |
248,7 |
340,0 |
401,0 |
397,0 |
392,0 |
378,0 |
Источник: Минэкономразвития РФ
По мнению большинства экспертов, основным фактором роста мировой экономики (в т.ч. российской экономики) станет инновационное развитие: внедрение новых информационных и биологических технологий, новых продуктов (в т.ч., позволяющих снизить потребность в углеводородах).
В конце 2011 г. в России была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., предполагающая наращивание инновационной активности в экономике. В настоящее времяМинэкономразвития РФ осуществляется прием предложений по включению программ развития инновационных территориальных кластеров в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством РФ по итогам конкурсного отбора.
В настоящее время действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (принята в 2008 г.), подразумевающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Здравоохранение
Общий объем государственных расходов на здравоохранение в 2011 г. составил 1933 млрд RUB, что на 13,1% ниже, чем в предыдущем году. Значительно увеличились расходы на амбулаторную (88%) и санаторно-оздоровительную помощь населению (81%) (табл. 3).
Таблица 3. Государственные расходы на здравоохранение[2] (млрд RUB), 2010—2011 г.
Показатель |
Бюджет / бюджеты |
Всего |
Прирост (%), 2011/2010 |
||||||||
федеральный |
субъектов РФ, консолидированные |
государственных внебюджетных фондов |
территориальных государственных внебюджетных фондов |
||||||||
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
||
Стационарная медицинская помощь |
222,38 |
195,09 |
398,02 |
340,86 |
126,43 |
0,00 |
2,20 |
1,47 |
749,03 |
537,42 |
39 |
Амбулаторная помощь |
143,61 |
48,37 |
181,67 |
115,90 |
4,96 |
0,00 |
24,16 |
24,25 |
354,40 |
188,52 |
88 |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
0,00 |
0,00 |
2,19 |
1,82 |
0,00 |
0,00 |
0,11 |
0,21 |
2,30 |
2,03 |
13 |
Скорая медицинская помощь |
0,35 |
0,43 |
67,57 |
58,21 |
18,90 |
0,00 |
1,12 |
0,49 |
87,94 |
59,13 |
49 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
37,45 |
21,64 |
13,73 |
12,23 |
10,32 |
0,00 |
0,23 |
0,15 |
61,73 |
34,02 |
81 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
5,66 |
5,88 |
11,00 |
9,21 |
3,13 |
0,00 |
0,25 |
0,22 |
20,04 |
15,31 |
31 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
13,02 |
11,65 |
0,43 |
0,51 |
3,32 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
16,77 |
12,16 |
38 |
Источник: Министерство финансов РФ
В конце 2010 — 2011 гг. был принят ряд важнейших законопроектов, направленных на преобразование системы здравоохранения в РФ, в т.ч.
· закон «Об обращении лекарственных средств» (вступил в силу в сентябре 2010 г.), целями которого названы повышение доступности и качества ЛС и стимулирование отечественного фармпроизводства;
· закон «Об обязательном медицинском страховании» (вступил в силу с начала 2011 г.), предоставляющий право выбора и замены страховой медицинской организации и возможность получения медицинских услуг независимо от места жительства. В течение 2011—2012 гг. страховые взносы в фонд ОМС должны увеличиться на 2%, что обеспечит 460 млрд RUB дополнительных средств для направления в программу модернизации здравоохранения, нацеленную на повышение качества и доступности медицинской помощи;
· закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вводящий ряд дефиниций, которые раньше не были законодательно установлены (в т.ч. понятия паллиативной помощи, платных медицинских услуг, орфанных заболеваний), а также устанавливающий ряд нововведений, касающихся прав и обязанностей медицинских организаций, медицинских работников и пациентов. Применительно к фармрынку, он ограничивает сферу деятельности медпредставителей.
В конце апреля 2011 г. была принята Московская декларация по борьбе с неинфекционными заболеваниями, в которой признается важность проблемы неинфекционных заболеваний (основные: ССЗ, сахарный диабет, онкологические и хронические респираторные заболевания) и необходимость улучшения качества лечения указанных патологий, а особенно их профилактики. В связи с этим в 2012 г., очевидно, будут приняты некоторые законопроекты, ограничивающие употребление алкоголя и табакокурения. Прочие мероприятия осуществляются преимущественно в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье».
Реализация Приоритетного национального проекта и демографических программ по итогам 2011 г. принесла результаты; в частности:
· смертность снизилась на 5,2% по сравнению с 2010 г., в т.ч. смертность от ССЗ снизилась на 6,2%, от туберкулеза — 7,4%, от ДТП — 5,6%, от онкологических заболеваний — 1%;
· прирост численности населения РФ впервые за много лет стал положительным (0,12%), а численность населения превысила 143 млн чел.;
· продолжительность жизни превысила 70 лет (мужчины — 64,3, женщины — 76,1).
Среди грядущих изменений в законодательной базе следует отметить следующие: поправки к закону «Об основах охраны здоровья граждан», направленные на повышение доступности ЛС пациентам с орфанными заболеваниями (возможно, будет расширен перечень высокозатратных нозологий); закон о биомедицинских клеточных технологиях; поправки к закону «Об обращении лекарственных средств», учитывающие мировую практику регулирования обращения биотехнологических препаратов и биосимиляров. В рамках государственного задания на 2012 г. будут проводиться разработки тест-систем ранней диагностики заболеваний, эпидемиологических моделей, иммунобиологических препаратов, клеточных и ткане-инженерных продуктов, технологий персонализированной медицины. В 2012 г. будет также принята программа развития здравоохранения до 2020 г. (стартует в 2013 г.), объединяющая различные аспекты здравоохранения, включая те, которые в настоящее время входят в приоритетный национальный проект и федеральные целевые программы. Программа будет включать подпрограмму инновационного развития.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, объем расходов на здравоохранение на протяжении следующих 9-и лет будет увеличиваться и к 2020 г. достигнет 5,5% ВВП (табл. 4).
Таблица 4. Объем государственных расходов на здравоохранение и их доля в ВВП (%), 2011—2020 гг.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Расходы бюджетов всех уровней, млрд RUB |
1 933,00 |
2 230,05 |
2 773,38 |
2 993,56 |
4 238,30 |
4 505,32 |
4 789,15 |
5 090,87 |
5 411,59 |
5 752,52 |
Прирост, % |
— |
15 |
24 |
8 |
42 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Доля от ВВП, % |
3,56 |
3,80 |
4,28 |
4,13 |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
5,50 |
Источник: Минздравсоцразвития РФ
Фармацевтический рынок
Коммерческий розничный сектор
В 2011 г. в числе основных тенденций, характеризующих рынок, следует отметить:
· начавшийся рост цен на ЛС. Индекс Ласпейреса в среднем по рынку составил 101,3% (прирост цены на 1,3%); при этом цены на ЖНВЛП снизились на 4%, на не ЖНВЛП выросли на 2,9%;
· снижение продаж ЛС низкого ценового сегмента (менее 75 RUB/упак.) и увеличение продаж дорогих ЛС (выше 600 RUB/упак.).
Восстановление рынка в течение 2011 г. было обусловлено как государственными мерами, направленными на обеспечение доступности социально значимых товаров (сдерживание цен), так и сравнительно стабильной макроэкономической ситуацией, что повысило уровень потребительского доверия в сравнении с показателями предыдущего года (рис. 1).
Базисный (реалистический) сценарий. В случае сохранения макроэкономических показателей на текущем уровне (рост ВВП — 3,5-4%, рост реальных доходов — 4,0-5,8%), сохранятся и тенденции рынка, сложившиеся в 2011 г.: продолжится снижение спроса на дешевые препараты (в результате прирост объема рынка в натуральном выражении будет невысоким — 2,0-3,2%), увеличение спроса на дорогие ЛС и инфляционный рост цен (в результате прирост объема рынка в стоимостном выражении составит 11-13%) (рис. 2).
Оптимистический сценарий. Факторами роста при оптимистическом сценарии являются позитивные тенденции в макроэкономике (положительно влияющие на уровень потребительского спроса). Увеличение спроса на дорогие ЛС (преимущественно рецептурные) и рост цен на ОТС-продукцию, не входящую в перечень ЖНВЛП (т.е. отсутствие регулирования роста наценок) будут способствовать росту объема рынка на 15-17% (рис. 2).
Пессимистический сценарий. При пессимистическом сценарии развития рынок стагнирует; спрос на дешевые препараты сохранится; увеличение спроса на дорогостоящие ЛС будет незначительным. Ожидаемый прирост при реализации пессимистического сценария — 8-10% (рис. 2).
Рис. 2. Сценарный прогноз развития розничного сектора российского фармрынка (USD), 2012 г.
Сектор льготного лекарственного обеспечения
Основными тенденциями на рынке льготного лекарственного обеспечения в 2011 г. стали:
- увеличение темпов роста рынка ОНЛС в натуральном выражении в результате мер, направленных на удержание льготников в программе;
- снижение цен на препараты: в сегменте ОНЛС в 2011 г. цены снизились на 11%, в сегменте ВЗН — на 15% по сравнению с предыдущим годом;
- импортозамещение: в программе ОНЛС доля препаратов локального производства увеличилась на 2,5%, в программе ВЗН — на 0,6%.
- увеличение количества участников подпрограммы ВЗН/«7 нозологий»;
В 2012 г. по базисному сценарию (с сохранением вышеперечисленных тенденций) ожидаемый прирост сегмента ОНЛС составит 9-11% в стоимостном выражении. Оптимистический сценарий развития предполагает увеличение льготного отпуска препаратов для лечения ряда социально значимых заболеваний (злокачественных новообразований, сахарного диабета, ССЗ, астмы), в результате чего общий прирост сегмента ОНЛС в 2012 г. составит 15-18%. Пессимистический сценарий предполагает интенсивный выход льготников из программы; прирост объемов отпуска ЛС в этом случае составит 3-6% (рис. 3).
Рис. 3. Сценарный прогноз развития льготного сектора российского фармрынка (ОНЛС; USD), 2012 г.
В 2012 г., вероятно, количество льготников, участвующих в программе ВЗН, увеличится в связи с улучшением диагностики и увеличении выживаемости людей, получающих терапию высокотехнологичными ЛС. Доля более дешевых локальных препаратов в объеме закупок ЛС по ВЗН будет расти, что будет препятствовать увеличению средней цены в этой подгруппе. Ожидаемый прирост отпуска ЛС по программе ВЗН по базисному прогнозу составит 12-14%. В случае интенсивного импортозамещения и ограниченного роста количества участников программы, прирост данного сегмента составит всего 6-8%. В случае увеличения государственных расходов на обеспечение ЛС пациентов с редкими заболеваниями прирост сегмента ВЗН в 2012 г. может достигнуть 19-21% (рис. 4).
Рис. 4. Сценарный прогноз развития льготного сектора российского фармрынка (ВЗН; USD), 2012 г.
Сектор госпитальных закупок
В госпитальном секторе в 2011 г. было отмечено увеличение закупок препаратов для лечения онкологических заболеваний, ССЗ, препаратов, влияющих на свертываемость крови, противомикробных препаратов, т.е. групп ЛС, предназначенных для лечения социально значимых заболеваний, на борьбу с которыми в настоящее время выделяются значительные средства в рамках ряда федеральных и региональных программ.
К 2012 г. объем госпитального сегмента достигнет 4,8-5,2 млрд RUB, в зависимости от интенсивности реализации государственных программ (рис. 5).
Рис. 5. Сценарный прогноз развития госпитального сектора российского фармрынка (USD), 2012 г.
В целом объем российского фармацевтического рынка в 2012 г. достигнет примерно 25,5 млрд USD (рис. 6).
Рис. 6. Прогноз объема российского фармрынка в целом, 2012 г.
Екатерина Зайченко,
руководитель Отдела математического моделирования и прогнозирования,
Фармэксперт Аналитика и Консалтинг
[1] Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ.
[2] Не включены расходы на физкультуру и спорт; прикладные и научные исследования в области здравоохранения, физкультуры и спорта; другие вопросы в области здравоохранения, физкультуры и спорта.