Лоты при размещении заказов на поставку лекарств будут формироваться по международным непатентованным наименованиям, за исключением препаратов, входящих в перечень ЛС, заказ на поставку которых осуществляется по торговым наименованиям. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принят Госдумой в первом чтении 16 мая.
Перечень препаратов, заказ на поставку которых осуществляется по торговым наименованиям, утверждается правительством.
Согласно законопроекту государственные и муниципальные заказчики обязаны при размещении заказа на поставку лекарств указывать в документации об аукционе, об открытом аукционе в электронной форме, извещении о запросе котировок исключительно международные непатентованные наименования лекарственных средств или их химические наименования в случае отсутствия международного непатентованного наименования.
Как отметил Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП), лекарства — сложный товар, где помимо МНН важны дозировка, способ введения, оболочка и т.д. Кроме того, в России отсутствуют обязательные стандарты GMP, что сразу повышает себестоимость продукции у передовых производств, гарантирующих высокое качество продукции. Эксперт рассказал, что АРФП уже выходила с инициативой о введении таких критериев участия в аукционе, как наличие производственной площадки в России, признаваемого PIC/S сертификата GMP и проч. По мнению главы ассоциации, следует четко прописать критерии взаимозаменяемости и назначить ответственных за их определение.
«Мы поддерживаем предложение не укрупнять лот. В торгах обычно участвуют не производители, а дистрибьюторы. Часто в один лот закладываются препараты разных производителей, а порой — товары и услуги, то есть и сами лекарства, и их поставка», — сказал Виктор Дмитриев.
Предполагается, напомнил эксперт, что перечень торговых наименований будет утвержден постановлением правительства. По его мнению, это необходимо сделать в максимально короткие сроки, чтобы избежать неоднозначного толкования закона.
«Также в качестве подзаконных актов мы бы предложили внести стандартную форму технических требований при размещении госзаказа на ЛС, которая бы сделала излишнюю детализацию в пользу одного участника невозможной и тем самым снизила бы коррупционный фактор, когда в техзадании указывается, скажем, цвет таблетки, от которого никак не зависит эффективность препарата», — подчеркнул генеральный директор АРФП.
Елена Мекшун
ФВ